1/7

Что делать сразу
после регистрации

В первом уроке разберётесь, как выбрать подходящую систему налогообложения, какие контролирующие органы могут нагрянуть, зачем открывать счёт в банке и как заказать первую печать для документов.

Убедитесь, что регистрация
прошла успешно

В течение трёх дней налоговая рассмотрит ваш комплект документов. Срок будет больше, если отправили заявление по почте или через нотариуса. Затем ФНС внесёт вас в реестр предпринимателей и пришлёт подтверждающий документ — лист записи ЕГРИП.

Больше лист записи не пригодится — хранить его не нужно. Если госорганы или контрагенты захотят убедиться, что вы ИП, они возьмут выписку из ЕГРИП. Когда будете нанимать сотрудников, тоже возьмите выписку на самого себя, чтобы узнать свой регистрационный номер. Он появится в реестре через две недели после регистрации и понадобится для отчётов в Социальный фонд России — СФР.

В худшем случае в ответ на заявление налоговая пришлёт решение об отказе. Чаще всего это означает, что предприниматель забыл приложить какой-то документ — например, квитанцию об уплате госпошлины. Документ можно донести в течение трёх месяцев.

Кому отказывают в регистрации ИП

Читать статью

Отказ в регистрации ИП

Смотреть видео

Подайте заявление о переходе на УСН, патент или АУСН

Упрощённая система налогообложения — самый распространенный налоговый режим, его применяют по заявлению. Принесите его в налоговую в двух экземплярах — вместе с документами на регистрацию или в течение 30 дней после неё. Сотрудник налоговой заберёт один экземпляр себе, а второй отдаст с пометкой обратно. Этот документ будет доказательством, что вы на УСН.

Если подать заявление позже 30 дней, вы сможете перейти на УСН только со следующего года. Придётся целый год работать на общей системе налогообложения, где больше налогов и сложнее отчётность. Поэтому не затягивайте.

Мы советуем подавать заявление на УСН даже тем, кто собирается применять патент. Этот спецрежим не универсален: например, патент для магазина не распространяется на маркетплейсы, оптовую торговлю и кэшбэк от банка. Доходы за рамками патента придётся учесть в базовом режиме — и лучше это будет УСН, чем ОСНО.

Есть ещё два режима, которые подходят меньшему числу предпринимателей — АУСН и НПД, он же самозанятость.

Автоматизированная УСН точно не лучший вариант для ИП без сотрудников и небольшим числом расходов. В остальных случаях режим может быть выгоднее, но надо смотреть конкретные показатели бизнеса.

Если ваша деятельность на УСН не попадает под ограничения для самозанятых, переход на НПД может значительно сэкономить деньги. Чтобы стать самозанятым, достаточно после открытия ИП зарегистрироваться в приложении «Мой налог». Увы, но от УСН или патента в этом случае придётся отказаться, совмещать их с самозанятостью нельзя.

Как оформить заявление на УСН

Читать статью

Налог для самозанятых

Читать статью

Автоматизирован
-

ная УСН

Читать статью

Как совмещать УСН и патент

Смотреть видео

Сообщите о начале бизнеса в контролирующие органы

Предприниматели в основном взаимодействуют с двумя контролирующими органами — Налоговая инспекция и Социальный фонд России.

Когда заключите первый трудовой договор с сотрудником, то автоматически встанете на учёт как работодатель в СФР.

В зависимости от вида деятельности нужно будет уведомить Роспотребнадзор, Ространснадзор, Ростехнадзор или МЧС. Проверьте себя в таблице. Если не нашли себя там, ничего делать не надо.

Чаще всего выпадает Роспотребнадзор. Удобнее всего подать уведомление через Госуслуги, главное — не спешить. Уведомление означает, что бизнес уже работает по всем санитарно-эпидемиологическим правилам. Дождитесь окончания ремонта и обратитесь в ведомство за несколько дней до фактического начала продаж.

Откройте счёт в банке

Пользоваться личным счётом для бизнеса запрещено: банк всегда прописывает это в договоре. При больших и регулярных поступлениях будут вопросы от банка, а затем и от налоговой — поэтому лучше открыть специальный счёт для бизнеса.

При выборе банка сравнивайте общую стоимость обслуживания: абонентскую плату + все комиссии + стоимость платёжек. Часто банки предлагают специальные тарифы для начинающих, а заодно помогают открыть ИП, поставить кассу и подключить эквайринг.

Как ИП открыть расчётный счёт

Читать статью

Закажите печать

Печать не влияет на юридическую значимость документа и не требуется по закону. Но по привычке бухгалтеры контрагентов часто просят документы с печатью — или официальное подтверждение, что она отсутствует.

Предприниматели выпускают печать, чтобы никому ничего не доказывать. Но если она есть, ей нужно пользоваться всегда. Например, если вы захотите заехать в офис контрагента, чтобы подписать акты, придётся взять печать с собой. Стоит печать около 1000 ₽, одной заправки хватит на несколько тысяч оттисков.

Практика в Эльбе

Зарегистрируйтесь

Пока свой бизнес где-то на горизонте, можно в него «поиграть». Зарегистрируйтесь в Эльбе, укажите ИНН 000000000184 и УСН «Доходы» и выполняйте практические задания.

Когда будете готовы стать ИП, создайте новую учётную запись — а мы поддержим вас бесплатным годовым тарифом «Премиум».

Зарегистрироваться

Реквизитка

1.

Знакомимся

На главной Эльбы отражаются все последние события: деньги, документы и актуальные задачи. Но сейчас на интересуют сведения о бизнесе — они понадобятся для отчётности. Давайте нажмём на ФИО ИП, перейдём в реквизиты и заполним.

2.

Заполняем реквизиты

Сегодня вы — Денис — молодой предприниматель с горящими глазами. Занимаетесь розничной торговлей одежды и познаёте мир бизнеса. Заполните реквизиты из списка, а остальные поля оставьте — обычно они заполняются автоматически, но не в нашем вымышленном случае.

  • Используйте ИНН 000000000184 – вы без последствий потренируетесь, чтобы не допускать настоящих ошибок в будущем
  • Дата регистрации ИП: 12.05.2023
  • Основной код ОКВЭД:  47.71 (это код розничной торговли одеждой)
  • Система налогообложения: – УСН 6% (только доходы)
  • Адрес по прописке: Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 4.

3.

Оформляем реквизитку

Для сделок можно добавить логотип — он пригодится в разделе Документы. А для раздела Реквизитка — создать карточку с вашими реквизитами для партнёров. Здесь можно выбрать фон, прикрепить прайс или добавить дополнительную информацию. Нажмите «Включить доступ по ссылке», чтобы показать реквизитку всем, у кого есть ссылка. Реквизитка всегда будет на главной странице, а ссылка на неё копируется в один клик.

Ура! Урок пройден

Следующий урок