В прошлом уроке вы узнали, кого предупредить о старте бизнеса, как открыть счёт и зачем нужна печать. Сегодня научитесь оформлять сделки и запасётесь шаблонами документов.
Поэтому лучше всё-таки с документами. Готовит документы сторона, которой платят. Например, ИП заказывает рекламу — агентство пришлёт документы, которые останется только проверить. И наоборот, если вы получаете деньги за продажу товаров, будете сами выставлять договоры, счета и накладные. И вам заранее стоит проработать шаблон договора поставки.
Цель договора — уменьшить шанс недопонимания и защитить в спорных ситуациях. Например, большинство предпринимателей сталкиваются с договором аренды. В нём важно прописать, как будет компенсирован ремонт. Если вы выполните все условия, арендодатель будет знать: отказаться от компенсации нельзя, иначе вы сможете доказать свою правоту в суде, и будет только хуже.
С юрлицами договоры заключают почти всегда: на кону большие деньги и долгосрочные отношения. Договоры с физлицами — только при оказании услуг, например, медицинских.
Договор не может противоречить закону, иначе условие будет считаться недействительным. Единственное исключение — когда в законе прямо сказано: «если иное не установлено договором». Например, при просрочке оплаты за поставку по ст. 395 ГК РФ пени считают по ключевой ставке ЦБ РФ (за последние годы максимум 17% годовых). Но в законе есть оговорка, что в договоре поставки можно повысить неустойку, например, до 0,5% в день.
Гражданский кодекс — базовый закон для любых сделок. В нём есть параграфы про общие принципы работы и конкретные ситуации: аренду, подряд, оказание услуг.
Есть и менее универсальные законы — например, закон о туристской деятельности и закон о правах потребителей. С последним нужно быть особенно осторожным: потребители выигрывают большинство судов, а их жалобы ведут к проверкам Роспотребнадзора. Например, условие «товары по акции нельзя возвращать» не будет действовать, как его ни прописывай, из-за противоречия со статьёй 25 закона.
Счёт — способ напомнить контрагенту об оплате и сообщить свои реквизиты. Этот документ не считается первичным и не нужен для налогового и бухгалтерского учёта. Но пользоваться им привычно: клиенты-юрлица будут ожидать его от вас.
Физлицам счета выставляют только при заказах в интернете, чтобы получить оплату на расчётный счёт. Это неудобный способ для покупателей, поэтому лучше пользоваться интернет-эквайрингом.
Закрывающие документы подтверждают, что клиент получил ожидаемый результат. Накладная — что товары приняты без претензий, акт — что услуга оказана качественно.
Если товары сломаны или их недостаточно, реагируют в соответствии с договором — например, расхождения записывают в документе ТОРГ-2. Если проблема с услугой — просто не подписывают акт.
В последние годы вместо акта и накладной зачастую оформляют УПД. Он заменяет закрывающий документ и счёт-фактуру, которая нужна для получения вычетов по НДС. Вы на спецрежиме не можете получить вычет по НДС, но ваши крупные контрагенты могут. Им удобно работать по такой форме и они будут требовать этого от вас. Если вы решите выставить счёт-фактуру — Эльба поможет её заполнить, а после оплатить налог и отправить декларацию по НДС.
Передавать документы лично не всегда удобно, особенно, если вы работаете через интернет с контрагентами из других городов. Поэтому предприниматели любят отправлять документы в мессенджере или по электронной почте. Мы не советуем так делать: если дело дойдёт до суда, процесс будет сложнее.
Отправлять через интернет юридически значимые документы позволяют сервисы электронного документооборота (ЭДО). Вместо обычной подписи они дают возможность расписываться электронной. Советуем Контур.Диадок: он удобный, с бесплатными входящими и интеграцией с Эльбой.
Также всегда есть вариант отправить заказное письмо по почте с подписанными документами в двух экземплярах — но это будет дольше и дороже, чем ЭДО.
Пока свой бизнес где-то на горизонте, можно в него «поиграть». Зарегистрируйтесь в Эльбе, укажите ИНН 000000000184 и УСН «Доходы» и выполняйте практические задания.
Когда будете готовы стать ИП, создайте новую учётную запись — а мы поддержим вас бесплатным годовым тарифом «Премиум».
В магазин «Носки от тоски» забрёл сотрудник сетевой компании «Согревашки». Его начальник рассмотрел фотографии носочков и удивился, какие они необычные. Денис даже не думал об оптовой торговле, но от сделки на 96 000 ₽ сложно отказаться. Подготовьте накладную и счёт.
1.
Входим в раздел Документы и добавляем накладную
2.
Заполняем реквизиты
В поле Плательщик впишите имя контрагента, нажмите «заполнить реквизиты», но не заполняйте, а просто сохраните. Ниже добавьте название и стоимость разных групп носков. Сохраните, а потом скачайте накладную в формате pdf.
3.
Превращаем накладную в счёт
Нажмите «Создать документ на основе этого» и выберите «Счёт» — все поля заполнятся автоматически. После сохранения накладная и счёт будут связаны одной сделкой.
Эльба предупредит, если вы попытаетесь отгрузить товар, которого нет в магазине. Это важно для тех, кто ведёт товароучёт. На УСН «Доходы минус расходы» это обязательно, на остальных системах налогообложения — нет.