3/7

Деньги: как принять оплату от клиентов

В прошлом уроке мы разобрались, какими документами оформлять сделку. Сегодня посмотрим, какими способами принимать оплату от клиентов и когда им нужно выдавать чек.

Способ 1. Перевод на счёт в банке

Если у вас есть расчётный счёт, скажите клиенту реквизиты, по которым он переведёт вам деньги. Для ИП и ООО это привычный вариант и, что важно, он не требует применения онлайн-кассы.

Во всех остальных случаях при оплате без посредников вы должны будете выдать чек даже юрлицам — например, если заплатят по эквайрингу или наличкой. Если, конечно, не освобождены от касс по ст. 2 54-ФЗ.

Нужна ли касса, если физлицо платит на счёт

Смотреть видео

Способ 2. Наличные

При получении оплаты от физлиц нет ограничений по сумме. А вот предприниматели относятся к наличке более настороженно: если работать официально, нельзя выходить за лимит 100 000 ₽ по одному договору.

Денис заключил договор на поставку носочков с магазином одежды «Носи и радуйся». Сумма по договору — 120 000 ₽. Это больше, чем можно получить наличными. Придётся или платить всю сумму безналом, или разделить её на 2 части: 100 000 ₽ передать наличными, а оставшиеся 20 000 ₽ — перечислить на счёт в банке.

Через пару месяцев Денис заключил два договора всё с тем же магазином. Один — на поставку носочков на 80 000 ₽, второй — на проведение бабушкиного мастер-класса по вязанию на 30 000 ₽. Магазин заплатит ему 110 000 ₽ по двум договорам. Он может получить все деньги наличными, потому что сумма по каждому договору меньше 100 000 ₽.

Способ 3. Карта через терминал или на сайте

При работе с физлицами пригодится оплата картой. Оплата через терминал называется торговым эквайрингом, а через сайт — интернет-эквайрингом. В обеих случаях банк или платёжный сервис удерживает комиссию.

Подключить эквайринг в магазине

  1. Заключите договор с сервисом мобильного эквайринга или напрямую с банком.
  2. Приобретите терминал для безналичной оплаты. Возможно, банк даст вам его в аренду за небольшие деньги.
  3. Подключите терминал к кассе. Выдавать «слип-чек» с терминала недостаточно, обязательно печатать и «настоящий чек» по всем правилам 54-ФЗ.

Подключить эквайринг на сайте

  1. Оформите договор с банком или платёжным агрегатором, например с Яндекс.Кассой или Робокассой. В последнее время банки — тоже хороший вариант, потому что они предлагают сразу несколько способов оплаты.
  2. Подключите платёжный модуль на сайте. Обычно код вставляется по простой инструкции.
  3. Интегрируйте платёжный модуль и кассу. Если намерены работать долго, лучше купить свою кассу. Если хотите недорого протестировать идею, можно арендовать в дата-центре — подрядчики часто предлагают такую услугу. В любом случае, при оплате клиент должен получать чек на электронную почту.

Ещё есть система быстрых платежей (СБП) — это недорогая альтернатива классическому эквайрингу. С помощью СБП можно делать всё то же самое, только с минимальной комиссией — к тому же банк её полностью компенсирует.

Для оплаты по СБП не нужно знать реквизиты карты или счёта, прикладывать карту к терминалу или указывать её данные. Достаточно отсканировать в мобильном приложении банка QR-код, содержащий платежную информацию. Правда, способ не подходит тем, кто работает с юрлицами. Поэтому, пока что это не идеальная замена эквайрингу.

Как пользоваться СБП

Читать статью

Способ 4. Электронные деньги

Сравнительно редкий способ, потому что людям удобнее пользоваться обычными банковскими счетами, чем переводить деньги с электронного кошелька на карту, а потом обратно с карты на кошелёк.

На электронный кошелёк нельзя принимать платежи от юридических лиц, только от физических. За вывод денег на расчётный счёт придётся заплатить комиссию. А самое главное, придётся каким-то образом отбивать чеки — и готовых решений для электронных кошельков гораздо меньше.

Способ 5. Посредник

Если вы не встречаетесь с клиентом лично, заключите договор с компанией, которая получит деньги и переведёт их вам. Обычно такие посредники ещё и доставляют товар до покупателя. Например: Почта России, курьерская доставка СДЭК или постаматы PickPoint.

Ещё есть платёжные агенты — они только получают оплату и больше ничего для покупателя не делают. Знакомый пример — ЕРЦ, через который оплачивают коммуналку. Также это терминалы Qiwi, Comepay, CyberPlat и другие.

Касса не нужна, если вы получаете оплату через платёжного агента, почту или другую организацию, которая берёт на себя выдачу чека.

Исключения: когда касса не нужна

Есть два списка исключений: для всех и для патентной системы налогообложения.

Общий список довольно скудный, он есть в п. 2 ст. 2. 54-ФЗ. Не применяйте кассу вне зависимости от системы налогообложения, если:

  • сдаёте квартиру в аренду
  • ремонтируете обувь
  • торгуете через механические вендинговые автоматы (как для бахил)
  • торгуете с лотков, тележек и корзин
  • продаёте мороженое и напитки через киоски
  • работаете в труднодоступной местности

На патенте гораздо больше вариантов. Поэтому при выборе системы налогообложения стоит задумываться в том числе об обязанности применять кассу. Вы будете освобождены, если вы:

  • фотограф
  • разработчик
  • дизайнер
  • переводчик
  • сварщик
  • сантехник
  • владелец ателье
  • сдаёте в аренду любые помещения
  • организовываете свадьбы или похороны
  • у вас клининг, ремонт мебели или пекарня

Полный список освобождённых

Смотреть видео

Как подключить кассу

  1. Выберите подходящий вариант. Небольшому бизнесу обычно подходят смарт-терминалы — планшеты со встроенным принтером чеков.
  2. Купите кассу с фискальным накопителем. Фискальный накопитель шифрует данные о платежах и отправляет в ОФД.
  3. Заключите договор с ОФД — это посредник между вами и налоговой. Когда касса печатает чек, информация о платеже передаётся в сервис. Если налоговой будет интересно узнать о ваших платежах, она сделает запрос в ОФД.
  4. Зарегистрируйте кассу в налоговой. Обычно касса предоставляет пошаговый мастер для этой задачи.

Чтобы хорошенько разобраться с онлайн-кассами, пройдите другой наш курс. В нём мы рассказываем подробнее про выбор, регистрацию и работу с кассой. 

Практика в Эльбе

Зарегистрируйтесь

Пока свой бизнес где-то на горизонте, можно в него «поиграть». Зарегистрируйтесь в Эльбе, укажите ИНН 000000000184 и УСН «Доходы» и выполняйте практические задания.

Когда будете готовы стать ИП, создайте новую учётную запись — а мы поддержим вас бесплатным годовым тарифом «Премиум».

Зарегистрироваться

Загружаем платежи

Денис работает на спецрежиме УСН «Доходы». Эльба посчитает налог по его платежам. Самый примитивный способ добавлять платежи — вручную. Чтобы не тратить время зря, сервис предлагает и другие способы. В любом банке можно скачать выписку со списком платежей в формате 1С. Эльба распознает её и заодно почти в 100% случаев поймёт, какие поступления учитывать в налоге, а какие — переводы со своего счета, помощь от бабушки и т.д.

1.

Зайдём в раздел Деньги

Скачайте выписку с прошлыми платежами. Загрузите её по кнопке Загрузить файл из банка — и посмотрите, что получилось. Обычно выписку загружают прямо перед уплатой налогов или взносов.

При интеграции с банком выписки загружаются в Эльбу автоматически раз в несколько минут. Предприниматель всегда видит актуальный список платежей. Сейчас есть интеграция со Сбербанком, Альфа-Банком, Тинькофф Банком, Модульбанком, Авангардом, Точкой, Локо-Банком, Бланком и Контур Банком. Включается она в разделе Реквизиты. Учитывать наличные платежи помогает интеграция с кассовыми сервисами, например, с Контур.ОФД.